И так, что делать, в случае если вашу квартиру или помещение затопили соседи?
Первое, что необходимо сделать, это позаботиться о дальнейшей безопасности и выполнить соответствующие действия:
- если затопление происходит или произошло в местах, где есть электричество, необходимо обесточить помещение от электричества;
- перекрыть водоснабжение, в случае если произошла протечка стояка (труб);
- если перекрытие стояков собственными силами не дало результатов, позвонить в аварийную диспетчерскую службу;
- зафиксировать последствия, сделать фото причиненного ущерба;
- составить акт осмотра, с описанием нанесенного ущерба, причин, указать виновное лицо и указать, согласен ли он возместить за нанесенный ущерб, а также собрать подписи присутствующих лиц при осмотре ущерба нанесенного имуществу (если кто-то отказался от подписи, в акте необходимо указать про это);
- также при возможности пригласить представителей управляющей компании.
В дальнейшем, необходимо выяснить и рассчитать точную сумму причиненного ущерба. Для этого можно обратиться в специальную оценочную организацию, что бы специалист-оценщик провел оценку причиненного ущерба помещению, если самостоятельно это сделать не представляется возможным.
Можно попробовать договориться с соседом или примирителем ущерба о возмещении причиненного вреда. Если он будет отказываться от возмещения, то в рамках гражданского законодательства придется требовать возмещения через суд, в том числе на расходы оценщика и на восстановительные работы.
Если поврежденное имущество застраховано, необходимо обратиться в соответствующую страховую организацию за страховой выплатой к страховщику. В этой ситуации акт осмотра должен быть оформлен в присутствии страховщик и им же подписан.
Если выяснится, что затопление имущества произошло по причине ненадлежащего содержания общего имущества управляющей организацией, то пострадавшее лицо вправе выставить ей претензию с требованием о возмещении морального вреда и причиненного ущерба. Так же желательно в претензии указать, что в случае отказа в удовлетворении требований, вы будете вынуждены обратиться в надзорные (вышестоящие) органы или в суд.
Претензию можно направить в управляющую организацию так же и в случае, когда не выполняются обязательства связанны с содержанием общего имущества, например при протечке крыши, не исправен мусоропровод, не соблюдается уборка в подъездах, не производится уборка территории, не вывозится мусор или когда не поддерживается в надлежащим состояние асфальтобетонное покрытие проезда и тротуара расположенные в границах внутри придомовой территории и т.п.
Рассмотрим часто распространённую ситуацию, когда с территории многоквартирного дома не вывозится мусор, около подъездов скапливается гора мусора, а платежи за вывоз мусора по-прежнему поступает и сумма не уменьшается. То в данном случае помимо управляющей компании можно обратится к региональному оператору. Поскольку они несут ответственность при неисполнении обязательств и должны устранить недостатки. За деятельность регионального оператора и деятельность управляющий компании отвечает местная администрация, поэтому при возникновении спора связанные с деятельностью данных организаций можно обратится в администрацию, а в дальнейшем при необходимости в вышестоящие инстанции.
Теперь кратко рассмотрим, куда можно обратиться, когда ответственным лицом за вышеперечисленные недостатки является управляющая организация. Вначале необходимо направить жалобу в управляющую компанию, она обязана в кротчайшие сроки направить ответ заявителю и устранить допущенные нарушения. Если ответ не поступил или проблема осталась не решенная, вы вправе перенаправить жалобу в жилищную инспекцию по вопросам технического обслуживания или в Роспотребнадзор по вопросам неправомерных (завышенных) тарифов, невыполнение условия договора.
Жилищная инспекция может помочь в решении таких проблем связанные как с отключением водоснабжения или за ненадлежащее содержание общего имущества. Если неисполнение обязательств управляющей компанией будут подтверждены, руководителя данной организации могут привлечь к ответственности, наложить штраф и принудить в устранении допущенных недостатков, а при серьезном нарушении управляющая организация будет лишена лицензии на осуществление деятельности.
В случае возникновения финансовых вопросов, например повышение тарифов, начисление расчета за неуказанные услуги то в подобных случаях следует обращаться в Роспотребнадзор, хотя подобные вопросы часто решаются жилищной инспекцией.
Если направление жалоб в управляющую компанию и (или) в жилищную инспекцию не привели к положительному результату, тогда можно обратиться в надзорный орган, то есть в прокуратуру.
В прокуратуру следует обращаться, когда вы уже обращались нижестоящие инстанции, иначе ваше заявление могут не принять к рассмотрению, так же этим вы ускорите процесс рассмотрения заявления и ей не придется перенаправлять ваше заявление в управляющую компанию или жилищную инспекцию.
Прокуратурой в надлежащие сроки будет рассмотрено обращение и в случае выявленных нарушений в отношении управляющей организации будет вынесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства.
Последний вариант для решения спора с управляющей компанией является суд, когда управляющей компанией не исполняются условия договора, не оказываются услуги или оказывает их периодически, игнорирует жалобы, вследствие действий или бездействий нарушены права собственников или нанесен ущерб имуществу.
Можно ли взыскать штраф с управляющей компании при необоснованном и незаконном завышение платежей пользу собственника? Отвечаем, что согласно статье 156 жилищного законодательства с управляющей компании можно взыскать штраф за незаконное и (или) необоснованные завышенные платежи. Например, если управляющая компания выставляет счет за освещение подъездов по нормативам, а по факту установлены счетчики; выставление счета за горячую водоснабжение, а у уборщицы используют только холодную; счет за охрану территории, но жильцы дома от данной услуги отказывались. Речь в вышеуказанной статье идет не только за платежи по содержанию общедомового имущества, но и за нарушения расчетов по предоставлению коммунальных услуг поставщиком. То есть это не всегда может оказаться управляющая компания, а может быть организация которая предоставляет электричество, тепло и т.д. При выявлении завышенных платежей, жилищным законодательством предусмотрено право, требования на перерасчет, со штрафом в размере 50% в пользу собственника без обращения для этого в судебные инстанции.
Ситуация следующая, когда кто-то припарковал автомобиль на газоне или на тротуаре в границах придомовой территории. Как правило, подобные территории не подконтрольны сотрудникам ГИБДД. Но представим такую ситуацию, если ваш автомобиль будет припаркован на тротуаре и это кем-то будет передано в управление ГИБДД, то сотрудниками данного управления при наличии состава правонарушения будет вынесено решение о привлечении к административной ответственности за нарушение ПДД.
В некоторых регионах может быть установлена административная ответственность за парковку на озелененной территории, поскольку газон является элементом благоустройства. Поэтому если ваш автомобиль оставлен даже на части такой территории, то любым гражданином может быть зафиксировано и направлено в городскую администрацию. Так же подобные нарушения могут выявлять и сами сотрудники администрации, поскольку они могут быть наделены полномочиями на выставление административного штрафа.
И так водителям запрещено парковаться на газоне и за это им грозит штраф. Данное нарушение не предусмотрено законодательством на федеральном уровне и размер данного штрафа определяют регионы самостоятельно.