Простым языком о бухгалтерии и налогах

Можно ли зачесть переплату по НДС?

Переплату по НДС можно зачесть.
В нашей статье речь пойдет об использовании своего права налогоплательщиком на зачет переплат, возникших по различным причинам: будь то переплата, возникшая по итогу сдачи корректировочной налоговой декларации или расчета, ошибочно излишне уплачена бухгалтером, либо снята по требованию налогового органа, например из-за сбоя базы данных. Есть и иные причины возникновения переплат, но они гораздо реже встречаются и являются скорее исключениями, чем правилом.

Правовой аспект переплаты не зависит от причины ее возникновения. Однако, согласно Определению Конституционного Суда № 503-О от 27 декабря 2005 года плательщик налога, добровольно погашающий задолженность по требованию налоговой, признается законопослушным и выстраивание отношений с ним предусматривается на иных условиях, чем принудительно погашающим свои долги налогоплательщиком.
Уникальная ситуация с переплатой по налогу может возникнуть в совершенно стандартных условиях, которая рассмотрена в Постановлении Президиума ВАС № 17231/12 от 11 июня 2013 года. Добровольно уплаченные налоговые суммы плательщиком налогов, оказавшиеся переплатой, разнесены налоговым органом в зачет задолженности по результатам его проверки. Это обстоятельство автоматически переквалифицирует уплаченные суммы в излишне взысканные.

Организация столкнулась с ситуацией переплаты налога на добавленную стоимость и недоимкой по другим видам налогам. Налоговый Кодекс Российской Федерации позволяет положительное сальдо расчетов с бюджетной системой Российской Федерации по налогу на добавленную стоимость зачесть. Например, в качестве отрицательного сальдо расчетов по другим видам налоговых платежей и пеней по ним, за исключением долгов по налогу на доходы физических лиц, различным видам штрафов (исключая штрафы, взыскиваемые по Кодексу об административных правонарушениях). Так же можно зачесть в качестве положительного сальдо по предстоящим в следующих налоговых периодах расчетам с бюджетом Российской Федерации.

На основании подпунктов 1, 5, 14 статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации только то положительное сальдо расчетов с бюджетной системой Российской Федерации, которое возникло не позднее трех лет до момента подачи заявления на зачет налоговому органу, подлежит зачёту. Согласно анализу налогового органа, истечение сроков списания задолженности по требованиям, решениям, вынесенным в адрес налогоплательщиков, не всегда позволяет вынести решение о непринятии заявлений о зачете.

Такой вывод можно сделать, опираясь на Определение КС РФ №381-O-П от 08 февраля 2007года, Постановления Пленума ВАС РФ №57от 30 июля 2013года, Президиума ВАС РФ №6544/09 от 15 сентября 2009 года. Пропуск такого срока обязывает налоговые органы, опираясь на Постановление Президиума ВАС РФ №8689/08 от 09 декабря 2008 года, принудительное списание проводить только после вынесения судебного решения.

Приказом № MMB – 7 – 8 / 182 от 14 февраля 2017 года ФНС утверждена форма заявления на зачет.

В заявлении обязательны к отражению следующие реквизиты: сумма переплаты, период ее возникновения, КБК излишка и КБК недоимки, а также код ФНС. Оно может иметь и свободную форму, поскольку вышеуказанная форма заявления на зачет носит рекомендательный характерно, но оно обязательно для визирования руководителем юридического лица.

Согласно статье 78 пунктов 4 и 7 Налогового Кодекса Российской Федерации, зачет производится одним из следующих способов. Это может быть посредством письменных коммуникаций, посредством ЭЦП. Заявление должно быть передано заявителем по месту регистрации. Согласно статье 229 НК, имеется возможность предоставления заявления на зачет вместе с налоговой декларацией за соответствующий налоговый период.
Пункт 5.1 статьи 78 НК РФ предусматривает принятие решения о зачете уполномоченным органом в течение 10 дней. Отсчет идет не со дня предоставления заявления, а со дня получения его ФНС. Возможен вариант с двухсторонним признанием сумм налога, о чем подписывается акт совместной сверки.

Очень хороший вариант со сдачей корректировочной декларации. Это необходимо, чтобы задать срок в 3 года, с момента фиксирования положительного сальдо в расчетах с бюджетной системой Российской Федерации, смотрим статью 78 Кодекса.
Отказ в удовлетворении заявленного зачета, несмотря на наличие положительного сальдо в расчетах с бюджетной системой Российской Федерации весьма возможен. Кодекс предусматривает несколько оснований для этого. Уровни бюджетов по зачету налогов должны совпадать с погашаемым уровнем. Например, федеральный бюджет зачитывается с федеральным бюджетом и т.д. Человеческий фактор по наличию механических ошибок, даже хотя бы на один символ, никто не отменял. Это может быть указание неверного КБК или вида платежа и способа зачета, или самих сумм.

Есть свои тонкости при зачете страховых взносов, ведь до 01 января 2017 года они учитывались в соответствующих фондах. Соответственно, производить зачет до и после вышеуказанной даты ни возможности, ни права у налоговых органов нет. И такие суммы просто зависают положительными суммами в базах данных расчетов с бюджетной системой Российской Федерации. Это подробно описано в письме Министерства Финансов РФ № 03 – 02 – 07 / 2 / 11564 от 01 марта 2017 года.
Федеральный закон, принятый 03 июля 2016 года № 250 - Ф З, в частях 1,3 и 4 статьи 21 четко прописывает, что регламентированные действия в отношении страховых взносов могут производиться теми администрирующими фондами, которые их учитывали. Пенсионный фонд администрирует страховые взносы на ОПС, а также ОМС. Фонд соц. страхования администрирует страховые взносы на соц. страхование.
Однако законодатель предусмотрел возможность вернуть переплаты. Такой возврат должен быть произведен администрирующим фондом. Срок составляет 10 дней с момента подачи письменного уведомления страхователем.

Положительно решить вопрос с возвратом страховых взносов возможно лишь, если страхователь не имеет долгов перед администрирующими фондами Российской Федерации. Отсутствие долгов является гарантом отправления фондом своего решения в бюджетную систему Российской Федерации.

Наличие недоимки хотя бы на одном из лицевых счетов страхователя сведет к нулю возможность положительно решить вопрос с возмещением. Задолженность по пеням и штрафам так же негативно отразится на желании страхователя вернуть переплаты. Все это касается периода до 01 января 2017 года.

Правительство в законах № 250 - ФЗ и № 243 – ФЗ не предусмотрело право органов бюджетной системы решать вопрос с зачетом положительного сальдо по страховым взносам, переданных 01.01.2017 года им от соответствующих фондов едиными суммами со всех лицевых счетов отдельного страхователя.

Даже излишне взысканные суммы, как и излишне уплаченные страхователем в фонды до 01 января 2017 года не могут быть зачтены, законодательно предусмотрен только возврат этих сумм. Задолженности по проверкам органов фондов, возникшие на 1 января 2017 года, так же не могут быть зачтены в счет положительных сальдо по страховым взносам. Статьей 20 вышеуказанного федерального закона контроль и исчисление данных по страховым взносам принадлежит только государственным внебюджетным фондам. Не предусматривает зачета по аналогичным пеням и штрафам и законодательный акт № 212 – ФЗ.

Регламент по работе с процентами, причитающимися страхователю, предусмотренный законодательным актом № 250- ФЗ, принятый 03 июля 2016 года, не действует на платежи страхователя, исчисленные по отчетным периодам, предшествующим 01 января 2017 года. Законодатель объясняет это тем, что такие взносы не регламентируются НК РФ. Уполномоченные представители налоговой Российской Федерации обязаны регламентировать свои действия строго в рамках своих полномочий. Только в четко прописанных правилах можно производить зачет сумм налогов. Это касается и сумм страховых взносов на территории Российской Федерации. В статье 78 первой части НК РФ четко прописаны такие условия.

Видовое различие налогов и наличие положительного сальдо на лицевых счетах бюджетной системы Российской Федерации дает возможность зачета начисленных пеней и штрафов по данному виду платежа. Списание долгов по другому виду налогового бремени не предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации.
В письме Министерства Финансов РФ № 03 – 02 – 07 / 2 / 11564 от 01 марта 2017 года делается акцент на отсутствие возможности вступления в силу статьей 78 и 79 НК РФ в отношении платежей страхователей, произведенных до 31 декабря 2016 года.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.10.2019 года № 32 – П признано нарушением прав страхователя такое положение дел в части отношения со страховыми взносами. В судебном порядке возможно произвести зачет переплат по платежам страхователя после 31 декабря 2016 года, подав письменное обращение.
В Определении ВС Российской Федерации, вступившего в силу 05 августа 2020 года, № 91 - КА20 – 1 выявлено нарушение прав индивидуальных предпринимателей зафиксированной законодателем позиции относительно произведенных ими платежей и отраженных как положительное сальдо на их индивидуальных лицевых счетах. Нормативный закон 212 – ФЗ в отношении индивидуальных предпринимателей внёс разногласия с их конституционными правами.

Вышеуказанное Определение восстанавливает конституционные права (возможность) индивидуальных предпринимателей запросить возврат излишне уплаченных платежей, даже при превышении исчисленного срока возврата в три года с момента возникновения.

Судебный порядок позволит это право восстановить.
Определение ВС Российской Федерации, вступившего в силу 12 мая 2021 года, № 309 - ЭС20 – 22198 раскрывает порядок восстановления такого права. Так же и в Определении ВС Российской Федерации, вступившего в силу 16 ноября 2021 года, № 308 - ЭС21 - 12599 по делу № А53 - 6401 / 2020 подтверждает такие выводы. Индивидуальному предпринимателю необходимо запросить двухстороннюю сверку данных по лицевым счетам и с фондом, и с ФНС. Федеральный закон 212 – ФЗ регламентирует это действие. Пенсионный фонд для этих целей разработал форму 21-ПФР для расчетного периода до 31 декабря 2016 года.
И напоследок, сообщаем, что при зачете излишне взысканного налога в погашение задолженности в рамках бюджетной системы проценты должны быть начислены в соответствии с Письмом ФНС № СА-4/15431 от 21.09.2011г.